Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Версия для слабовидящих
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
"Детский сад № 10 комбинированного вида"
г. Орла
+7(4862)77-02-86
Орёл,
улица Комсомольская, 348

Логопедическая азбука для родителей детей дошкольного возраста.

Основные понятия и рекомендации по развитию правильной речи

Подготовила: учитель–логопед Огнева У. Б.

А ртикуляционная гимнастика – это совокупность упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности движений, участвующих в речевом процессе органов. Научите ребёнка открывать и закрывать рот, «цокать» языком, делать язык широким и узким.

Б ыстрый темп речи ребёнка – серьёзная проблема, которая может привести к запинкам или даже заиканию. Следите за речью малыша, добивайтесь ее плавности.

В опросы – это нормально. Всегда отвечайте на вопросы ребёнка, беседуйте с ним. Не молчите. Обсуждайте то, что радует или беспокоит вашего ребёнка.

Г олос – это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голос тоже надо развивать. Обучайте ребёнка шепотной речи и речи разговорной громкости. Пойте песни.

Д ыхательная гимнастика играет важную роль в развитии правильной речи. Чтобы научить ребёнка правильно произносить звуки, необходима целенаправленная воздушная струя. Дуйте с ребёнком на лёгкие игрушки, учите дуть холодным «ветерком» и греть ладони тёплым воздухом.

Е сли ребёнку исполнилось 3 года, а он не употребляет в своей речи фразы, т.е. говорит отдельными словами или даже звукоподражаниями, то это говорит о задержке речевого развития. Необходимо срочно обратиться к специалисту!

« Ё жики» Су-Джок – это шарики-массажёры с кольцами внутри. Прокатывая шарик, дети массируют мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук.

Ж евание. При жевании тренируются мышцы, которые принимают участие в произношении звуков. Если у ребенка вовремя не сформирован навык жевания, то нет ничего удивительного, что и с развитием речи у него будут проблемы. Жуйте твёрдую пищу: яблоки, орехи, сухари, мясо.

З аикание – не приговор! Если вовремя обратиться к специалистам (логопеду и неврологу), то заикание успешно преодолевается. Главное, чётко выполнять все рекомендации, а при возникновении вопросов не бояться их задавать.

И гра – ведущий тип деятельности детей. Выполняйте задания логопеда только в игровой форме («Мишка хочет поиграть с язычком», «Давай покажем Маше, как хорошо мы научились «шипеть» и т.п.).

Й отированные звуки. Е, Ё, Ю, Я – это буквы. В речи произносятся как два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

К оррекция речи – исправление недостатков всех сторон речи (звукопроизношения, лексико-грамматической стороны, связной речи).

Л епет - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов). При задержке речевого развития обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

М елкая моторика - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на развитие речи ребёнка. Лепите с ребёнком из пластилина и глины, перебирайте крупы, нанизывайте бусины на леску, застёгивайте пуговицы и молнии, перебирайте мелкие предметы.

Н ормы формирования звукопроизношения таковы:

3-4 года – [с], [з], [ц] уже должны произноситься правильно;

4-5 лет – [ш],[ж],[щ],[ч] ;

5-6 лет – [л], [й], [р];

О бщее недоразвитие речи (ОНР) - сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.

П остановка звука – формирование у ребёнка навыка правильного произношения нарушенного или отсутствующего в речи звука с помощью различных приёмов и методов.

Р ежим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят  к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить саше (мешочек) с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

С оска вредна, если ребёнок сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Т ембр - индивидуальная окраска голоса.

У здечка короткая – врожденная короткая подъязычная связка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Короткая уздечка языка успешно растягивается с помощью артикуляционной гимнастики.

Ф онематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Не путать с физическим слухом!

Х валите ребёнка вне зависимости от того правильно он выполнил ваше задание или нет. Это повышает мотивацию к обучению.

Ц веты можно использовать для развития речевого дыхания. Можно подуть на одуванчик (не надувая щёки) или понюхать какой-либо цветок – вдох носом, выдох ртом. Эти упражнения противопоказаны детям с аллергией на цветочную пыльцу!

Ч асики – упражнение для развития подвижности языка. Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уголку губ, то к левому. Двигать языком в медленном темпе под счет взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна!

Ш кола. Не спешите рано отдавать ребёнка в школу. В 6 лет ребёнок психологически еще недостаточно готов к школьному обучению, а современная школьная программа для него сложна.

Щ ётки, используемые для массажа пальцев рук и ладоней, стимулируют развитие мелкой моторики, а массаж языка зубной щеткой повышает его тонус.

« Э хо» - игра, направленная на развитие силы голоса. Поиграйте с ребёнком. Произнесите любое слово громко, а он пусть повторит его шёпотом и наоборот.

Ю ля, Юра – это уменьшительные формы имён. Ребёнок должен знать имя и отчество своих родителей – Юлия Сергеевна, Юрий Алексеевич и т.п.

Я зык – основной орган артикуляции. Сидя перед зеркалом, учите ребенка различным его положениям, выполняйте артикуляционную гимнастику. Достаточно заниматься этим 10-15 минут в день, и вы избежите большинства проблем в произнесении звуков.

© 2011-2017. Детский сад № 10. Все права защищены.