Консультация для воспитателей
Подготовила: учитель–логопед Огнева У.Б. Цели: 1. Познакомить воспитателей с понятием «Фонематический слух». 2. Дать дальнейшие рекомендации по использованию игр для развития у детей фонематического слуха. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика логопедической работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом. Так что же такое фонематический слух? Фонематический слух-это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и выполнять элементарный звуковой анализ. Другими словами, фонематический слух – это умение сосредоточиться на звуке. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Для развития фонематического слуха существует множество различных игровых упражнений. Подготовительный этап в развитии фонематического слуха – развиваем слуховое восприятие на неречевых звуках (звуки природы, звуки окружающего мира). ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы). «Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз. «Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз. "Весёлый бубен" Цель: формировать слуховое внимание, чувство ритма. Оборудование: бубен. Ход игры. Педагог прохлопывает определенный ритм на бубне, ребенок повторяет. Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.
Второй этап – основной . Развиваем фонематический слух на речевом материале.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, а дети должны хлопнуть на заданный звук. 2. Игра «Слова». Цель: развитие умения выделять первый и последний звук в слове. Оборудование: мяч. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку, прочитав такое стихотворение: Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…). 3. Игра «Повтори правильно». Цель: развитие фонематического слуха. Детям предлагается повторить за взрослым правильно пару слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да, ка-га, са-ша… Затем задачу можно усложнить добавляя слоги в целую цепочку: са-са-за; та-да-та; ка-ка-га; ша-ша-са. 4. Игра «Подскажи словечко». Детям предлагается подсказать последний слог в чистоговорках, определить окончание в слове. Лы-лы-лы лы-лы-лы – забивали мы го… (лы) Жа-жа-жа жа-жа-жа – есть иголки у е… (жа) Бу-бу-бу бу-бу-бу – дядя дайте мне тру… (бу) Ба-ба-ба ба-ба-ба – не нужна теперь тру… (ба) Са-са-са са-са-са – ой-ой-ой летит о… (са) 5. Игра «Какой звук чаще всего слышим?» Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук. Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук. Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага. Зоиного зайку зовут Зазнайкой. Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. Конечно же, всех игр, направленных на развитие речи ребёнка-дошкольника перечислить невозможно. Другие игры можно найти в специальной педагогической литературе для родителей и педагогов.
Список используемой литературы: 1. А.И. Максаков. «Правильно ли говорит ваш ребёнок?». Москва: Просвещение,1988г. КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА 2-е издание, исправленное. 2. А.И.Максаков, Г.А. Тумакова. «Учите, играя». Москва: Просвещение, 1983г. 3. Г.А.Тумакова. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: Просвещение, 2006г. 4. Г.С.Швайко. «Игры и игровые упражнения по развитию речи». Москва: Просвещение, 1983г. 5.Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. 6. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). - М.: Просвещение, 1996. 7.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников». – М.: «Акалис», 1995г. 8. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989. |
||