Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий при организации НОД с дошкольниками» Подготовила:
Панченкова О.М., педагог дополнительного образования
В настоящее время возрастает значимость сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения, поскольку обучение – самый значимый по продолжительности и силе воздействия на здоровье человека фактор. Дети – дошкольники, только что поступившие в детский сад, мало что умеют и, вообще – то, не обязаны уметь, они всему учатся впервые. Но усиление интенсивности учебного процесса в последнее время, использование в обучении новых форм и технологий приводит к росту числа детей, не способных без особого напряжения усвоить учебный материал. Взрослые должны это понимать и искать пути уменьшения нагрузок. Поэтому вопрос о внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ является чрезвычайно актуальным. На основе подхода, где технологии определяются как продуктивная педагогическая деятельность, интегрирующая знания из различных областей и использующая прикладные исследовательские методики для получения информации и ее анализа с целью решения практически значимых задач формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса, выделяют следующую классификацию здоровьесберегающих технологий: 1) пассивные здоровъесберегающие технологии , создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований (ежедневная влажная уборка, частое проветривание, достаточное освещение)), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка; 2) физкультурно-оздоровительные технологии , направленные на решение задач укрепления физического здоровья обучаемых, повышение потенциала (ресурсов) их здоровья; 3)технологии, направленные на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств , которые способствуют его сохранению и укреплению. Они обеспечивают формирование представлений о здоровье, как о ценности, воспитывают чувство ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, мотивируют на ведение здорового образа жизни. Более детально хотелось бы остановиться на физкультурно-оздоровительных технологиях, используемых педагогами во время непосредственно-образовательной деятельности с детьми. К ним относятся:
Основное назначение физкультминуток состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала. Продолжительность физкультминуток должна составлять 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями. Физкультминутки включают гимнастику для глаз. Регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз. Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Особенно полезна гимнастика для глаз во время занятий, так как происходит формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребенка, привычки здорового образа жизни и закрепление навыков аудирования. Возможно применение разнообразных подвижных игр, от большой до малой подвижности. Игры малой подвижности включают пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, внимательность и способность сосредотачиваться. А чтобы параллельно с развитием тонкой моторики развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослыми и ребенком. Продолжительность пальчиковой гимнастики должна составлять 2-3 минуты, чтобы пальцы поработали, но не устали. Произносить тексты пальчиковых игр педагогу следует максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делать паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Движения помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты надолго запоминаются детьми. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать детские творческие достижения, например, родителям. Игры большой и средней подвижности. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по повышению двигательной активности детей. Музыкально-подвижные игры, как правило, включены в занятие для релаксации детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально-ритмическое движение – это еще один способ возможности «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Праздники и развлечения играют важную роль для формирования ЗОЖ, так как дети получают огромное количество положительных эмоций. С методической точки зрения, праздники - это богатейший источник языкового материала, объединенного тематически и легко расширяемого за счет лексического и грамматического материала связанных с ними тем. Как правило, в сценарий праздничных мероприятий включают народные игры, повышающие двигательную активность детей. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в дошкольном образовании позволяет успешно организовать учебно-воспитательном процесс с детьми без потерь для их здоровья. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в жизни человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет дошкольникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. |
||